На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТехРосИнфо

26 829 подписчиков

Свежие комментарии

  • ольга решетникова
    Эту таблетку "будет проглатывать" человек, почувствовавший свою тягу к алкоголю, желающий остановиться.В России зарегист...
  • Сергей Кауфман
    Алтайцев, скотина, я офицер в третьем поколении, дед мой 4 войны в Красной Армии отвоевал, ВОВ с 23.06.1941 по 11 мая...Там были пустые п...

Уроки Февраля

2017 год - год столетия Великой Октябрьской социалистической революции. Но 2017 год - год также столетия другой революции - Февральской буржуазно-демократической. Февральская революция в России сто лет была в тени своей, так сказать, "сестры" - революции Октябрьской. О революции весны 1917 года и говорили, и писали значительно меньше, чем о Великом Октябре.

Так что же произошло в России в феврале - марте 1917 года?

ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, как ее сразу же назвали, покончившая с вековым деспотизмом? Или простой военный переворот, итог заговора в ближайшем окружении царя?

Чтобы понять Февральскую революцию, надо понять, какой была Россия в 1916 - 1917 годах, надо изучить историю предреволюционных лет. Готовясь к политзанятиям по теме "Социально-экономические предпосылки Великого Октября. Свержение самодержавия", я обнаружил - и поразился этому - удивительное сходство социально-экономического положения теперешней Российской Федерации с положением Российской империи в предшествовавшие Февральской революции годы.

Чем была царская Россия в начале XX века? Страной среднеразвитого капитализма, вступившей в стадию империализма, с господством в промышленности монополий в виде синдикатов, с формированием финансовой олигархии. Страной с большой долей иностранного капитала в промышленном производстве, с большим внешним государственным долгом. Страной, ввозившей машины и вывозившей зерно - при крайне низком уровне потребления населения, особенно в деревне.

А чем же является современная Российская Федерация? Страной полупериферийного капитализма (см. "Правда" от 22 - 23 ноября, интервью с сотрудником Российского экономического университета им.

Г.В. Плеханова Русланом Дзарасовым). Так же, как и 100 лет назад, в экономике России господствует крупный олигархический капитал. Теперь, правда, правящая элита гордится (или гордилась до недавнего времени), что мы являемся основными поставщиками на мировой рынок нефти, а не зерна. Мол, Россия - великая энергетическая держава, которая благодаря своим запасам нефти и постоянно растущей добыче может чуть ли не диктовать свою волю всему миру. Чем это закончилось, мы видим.

Так же и в начале века XX помещики и крупные торговцы хлебом хвастались, что они кормят всю Европу. А началась империалистическая война, и власть, царское правительство, не справилось с обеспечением хлебом населения. Резко возросли цены на продукты питания, начались перебои с их доставкой, за хлебом выстраивались огромные очереди - "хвосты", как их тогда называли. Что ж, с поставкой зерна за границу, а фактически с ограблением страны, когда вывозили хлеб при внутреннем голоде, справились, а когда пришло время кормить СВОЮ армию и СВОЙ народ - не сумели.

Посмотрим теперь, как обстояли дела с такой важнейшей сферой народной жизни, как образование. Благодаря подвижнической деятельности работников народного образования, таких, как великий русский педагог К.Д. Ушинский или отец Владимира Ульянова Илья Ульянов, в России было много сделано в конце XIX - начале XX века в сфере народного образования. Наверху же - боязнь широкого народного просвещения, начиная от позорного циркуляра министра народного просвещения Делянова от 1887 года о запрете принимать в гимназию "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей" (так называемый циркуляр о "кухаркиных детях") и позиции Николая II и его жены Александры Федоровны, которая считала, что "школа для народа - дело опасное, народная вера пропадет".

И сейчас мы видим, что правительство Российской Федерации фактически ведет к свертыванию системы народного просвещения (сокращение финансирования, закрытие школ, платность высшего и среднего специального образования и т. д.). В общем, тот же циркуляр о "кухаркиных детях", только так откровенно не выраженный. Но суть-то та же: не дело, мол, детям представителей "низов" общества иметь качественное образование.

Перейдем теперь к сравнению политической системы Российской империи начала XX века и Российской Федерации начала XXI века. Казалось бы, что может быть общего: абсолютная монархия и президентская республика с парламентом, разделением властей, соблюдением прав и свобод человека и пр.?

Однако подписание 17 октября 1905 года Николаем II Высочайшего манифеста "Об усовершенствовании государственного порядка" означало, с точки зрения государственного права, отказ от самодержавной формы правления. Напомню, что этот манифест, кроме обещания "неприкосновенности личности, свободы слова, собраний и союзов", обещал, что царь не может установить никаких законов без одобрения Государственной думы. Определение царской власти как неограниченной было также устранено из "Основных государственных законов Российской Империи" опубликованных 23 апреля 1905 года.

Прерогативой императора в соответствии с "Основными законами" было: высшее государственное управление, руководство внешней политикой, объявление войны и заключение мира, верховное командование вооруженными силами, объявление местности на военном или исключительном положении, право чеканки монеты, назначение и увольнение министров, помилование осужденных и общая амнистия.

Когда я читал о полномочиях российского императора, я увидел что-то знакомое. Беру Конституцию Российской Федерации и вижу, что президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, утверждает военную доктрину и концепцию национальной безопасности, формирует федеральное правительство и руководит его деятельностью, является Верховным главнокомандующим и имеет еще ряд важных полномочий. Хорошо хоть, что войну единолично не может объявить.

Но дело-то ведь не только в формальных полномочиях. В николаевской России юридические нормы постоянно входили в противоречие с практикой произвольного управления, и большинством современников монархия Николая II до ее падения в феврале 1917 года воспринималась как "царское самодержавие". Кстати, последний подписанный императором документ - Манифест об отречении - нарушал "Основные государственные законы Российской Империи" и противоречил закону о престолонаследии. Николай II не мог по своему произволу определить себе "преемника", и передача престола великому князю Михаилу была незаконным актом.

Другое дело - сейчас: мы уже имеем один успешный случай с "преемником", посмотрим, что нас ждет впереди. Согласитесь, что реальная власть Владимира Путина больше его власти формальной, и так немалой. Недавно один политик сказал: "Будет Путин - будет Россия, не будет Путина - не будет России". Так могли сказать только 100 лет назад в России о царе, и наверняка так говорили монархисты: "Будет Николай II - будет Россия, не будет Николая II - не будет России".

Так что у нас произошла реставрация не просто буржуазных отношений, а отношений, существовавших до Февраля 1917 года. Правда, с одним исключением. В конце XIX - начале XX века центр мировогореволюционного движения переместился в Россию. В начале XX века в России сформировался классово сознательный и революционный промышленный пролетариат. Ни в одной стране мира рабочие не развили такой бурной стачечной энергии. Причем до 60% забастовщиков участвовали в политических стачках. Из этого и надо исходить, когда мы говорим о Февральской революции.

Вспомним события столетней давности. 18 февраля 1917 года забастовали рабочие Путиловского завода. В ответ администрация уволила бастовавших, а 22 февраля завод был закрыт. 23 февраля в Петрограде бастовали 128 тысяч человек. Отмечая Международный женский день (23 февраля - 8 марта по новому стилю), на улицу вышли женщины-работницы с антивоенными и революционными лозунгами. В субботу, 25 февраля, в стачке участвовало свыше 80% петроградских рабочих. Демонстрации принимали все более массовый характер. Вечером командующий Петроградским военным округом генерал Хабалов получил повеление Николая II "завтра же прекратить в столице беспорядки". 26 февраля город был парализован всеобщей стачкой. На улицах полиция стала стрелять в безоружных демонстрантов. Антиправительственные настроения рабочих передались солдатам гарнизона, которых подогревали известия, что полиция стреляет в голодных женщин и детей.

28 февраля восставшие захватили Зимний дворец, Петропавловскую крепость и "Арсенал", после переговоров им сдался находившийся в Адмиралтействе Хабалов. Мы видим, что это и есть самая настоящая, народная, рабоче-крестьянская революция. Принято считать, что события февраля - марта 1917 года имели стихийный характер, прошли без активного участия большевиков и представителей других социалистических партий. Давайте внимательно присмотримся к событиям того времени и увидим, что на штурм тюрьмы "Кресты" солдат и рабочих повел большевик Калинин, захватом полицейского участка на Выборгской стороне руководил член Петроградского комитета большевиков Чугунов, женщина, бесстрашно вышедшая навстречу казакам, - большевичка Круглова.

В нужный момент каждый, кто имел опыт пятого года, не дожидаясь "директив сверху", знал свое дело и был на своем месте. Так что судьбу ТОГО авторитарного правления - царизма - решили народные массы.

Но вернемся в наше время, в современную Российскую Федерацию. Читать полностью:

https://kprf.ru/pravda/issues/2017/22/article-57709/

Ссылка на первоисточник
наверх