На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ТехРосИнфо

26 866 подписчиков

Свежие комментарии

  • ольга решетникова
    Эту таблетку "будет проглатывать" человек, почувствовавший свою тягу к алкоголю, желающий остановиться.В России зарегист...
  • Сергей Кауфман
    Алтайцев, скотина, я офицер в третьем поколении, дед мой 4 войны в Красной Армии отвоевал, ВОВ с 23.06.1941 по 11 мая...Там были пустые п...
  • Иван Иванов
    Опять рыло украинское выползло... на каждого из под забора гавкатьПольша захотела р...

25 августа - День Рождения Ивана Грозного

25 августа 1530 года, в подмосковном селе Коломенское у великого князя и государя всея Руси Василия III родился сын и наследник, который вошел в отечественную историю как Иван Грозный.

Личность и деяния Ивана Васильевича оказались столь масштабны и противоречивы, что уже несколько столетий служат материалом для ожесточенной полемики, причем носящей весьма эмоциональный характер.

Даже пытающиеся соблюдать объективность ученые мужи то и дело сбиваются на крайности: от тотальной апологетики – до столь же тотального порицания.

При этом все историки признают значимость для страны совершенных Иваном Васильевичем преобразований. Само принятие царского титула и венчание на царство в 1547 году даже негативно относящиеся к Ивану Грозному историки и публицисты не считают «проявлением мании величия взбалмошного тирана». Все признают это акцией, направленной на укрепление государственного суверенитета, внутреннюю централизацию страны.

Введение в практику созывов Земских соборов как сословно-представительного органа, земская и губная реформы способствовали более четкому и справедливому разделению прав и обязанностей между сословиями, что также способствовало укреплению российского государства.

Даже выдающийся историк-либерал Василий Осипович Ключевский, в целом неодобрительно относившийся к Ивану Грозному, положительно оценивал его стремление «отменить кормления, заменив наместников и волостелей выборными общественными властями, поручив самим земским мирам не только уголовную полицию, но и все местное земское управление вместе с гражданским судом».

Принятый в 1550 году Судебник и царские грамоты предоставляли крестьянским общинам право самоуправления, раскладки податей и надзора за порядком. Тот же Судебник, ограничивая произвол представителей власти, запрещал им производить аресты человека любого сословия без согласия местных избранных земских властей; в противном счете чиновники должны были заплатить незаконно задержанному «за безчестье». Земские власти в случае конфликта с назначенным воеводой могли вызвать последнего на судебный поединок с оружием в руках.

Либерал Ключевский посчитал такую законодательную норму «скандальной». «Это все равно как если бы земская управа вызвала бы губернатора на дуэль», – комментировал он. Однако, с учетом нравов что XVI века, что наших нынешних времен, это кажется вполне приемлемой мерой обуздания возомнивших себя самовластными региональных начальников. Впрочем, «во все продолжение царствования Ивана IV общины свободно могли просить освобождения от наместников и волостелей, и их просьбы постоянно удовлетворялись, только с условием – вносить положенные на наместников оброки в казну. Выборные начальники во всех общинах избирались всеми членами общины. Как указано в царской уставной грамоте: «И вы бы меж себя, свестяся заодно, учинили себе приказщика в головах, в своих селех и деревнях и починках, выбрав старост и сотских и десятцких лучших людей, которые бы были собою добры и нашему делу пригожи».

В 1555–1556 гг. Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе. Таким образом было завершено оформление правовых основ поместного землевладения и вместе с тем реализована реорганизация системы вооруженных сил. На месте старых военных дружин времен феодальной раздробленности создается единая армия нового типа – дворянское войско, центральной фигурой которого является дворянин, «служилый человек». В качестве царского пожалования служивым людям предоставлялись поместья за счет уравнительного «землемерия» и излишков земли у «вельмож, оскудевших службой», т. е. тех, «кто землю держит, а службы с нее не платит». Поместная система, обязывающая выставлять в поле бойца с каждых 100 четвертей земли, уравняла всех дворян в отношении службы. Она позволила создать военно-поместную вооруженную силу, ставшую на целое столетие основой вооруженной мощи страны.

Поскольку управление поместным войском чрезвычайно усложнялось обычаем местничества, Иван Грозный пытался бороться и с ним. «С кем кого ни пошлют на которое дело, ино всякой разместничается», – отмечал в 1550 году Иван IV. Поэтому местничество в армии воспрещалось и предписывалось несение воинской службы «без мест». Принцип занимать высшие посты в армии родовитыми князьями и боярами тем самым нарушался, однако окончательно искоренить его не смог ни Грозный, ни его преемники вплоть до конца XVII века.

Среди других мероприятий, направленных на усиление военной мощи России, необходимо назвать создание фактически первых регулярных частей – стрелецких полков, а также реорганизацию «наряда», т. е. артиллерии, которая при Иване Грозном стала одной из наиболее мощных в Европе. Именно при Иван IV прославился мастер по пушечному делу Андрей Чохов, причем отлитые им орудия продолжали служить вплоть до времен Петра I.

Именно при Грозном был окончательно сформирован комплекс засечных линий, охранявших русские земли от набегов кочевников со стороны степей юга и востока. В 1571 году по поручению Ивана Грозного выдающимся воеводой Михаилом Воротынским был разработан «Приговор о станичной и сторожевой службе» – первый в истории России пограничный устав.

Завоевание Казани (1552) и Астрахани (1556) Иваном Васильевичем, в результате которых российские рубежи протянулись далеко на юг и восток, высоко оценивают, пожалуй, все – за исключением татарских националистов, а также публицистов троцкистской ориентации 20-30-х гг. ХХ века вроде Худякова.

Стоит при этом все же подчеркнуть, что, несмотря на не располагающие к гуманности нравы того времени, политика Ивана Грозного по отношению к побежденным выглядела чуть ли не образцом «толерантности». С первых шагов по покорению и освоению Поволжья царь стал приглашать к себе на службу всю казанскую знать, фактически приравняв в правах местных уланов и мурз к русским дворянам и боярам. Иван Васильевич отправил «по всем улусам черным людям ясачным жалованные грамоты опасные, чтобы шли к государю не бояся ничего; а кто лихо чинил, тому Бог мстил; а их государь пожалует, а они бы ясаки платили, якоже и прежним казаньским царем».

«Завоевание Казани имело громадное значение для народной жизни. Казанская орда связала под своей властью в одно сильное целое сложный инородческий мир: мордву, черемису, чувашей, вотяков, башкир. Черемисы за Волгой, на р. Унже и Ветлуге, и мордва за Окой задерживали колонизационное движение Руси на восток; а набеги татар и прочих «язык» на русские поселения страшно вредили им, разоряя хозяйства и уводя в полон много русских людей. Казань была хронической язвой московской жизни, и потому ее взятие стало народным торжеством, воспетым народной песней. После взятия Казани, в течение всего 20 лет, она была превращена в большой русский город; в разных пунктах инородческого Поволжья были поставлены укрепленные города как опора русской власти и русского поселения. Народная масса потянулась, не медля, на богатые земли Поволжья и в лесные районы среднего Урала. Громадные пространства ценных земель были замирены московской властью и освоены народным трудом. В этом заключалось значение «Казанского взятия», чутко угаданное народным умом. Занятие нижней Волги и Западной Сибири было естественным последствием уничтожения того барьера, которым было для русской колонизации Казанское царство», – отмечал академик Сергей Платонов.

При Иване Грозном русские вышли к предгорьям Кавказа, в 1557 году черкесские и кабардинские князья приняли русское подданство. В последние годы жизни Грозного, с похода Ермака, началось присоединение к России огромных сибирских земель.

Иван Грозный вошел в историю не только как завоеватель. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью и богословской эрудицией. Он – автор многочисленных посланий (в т. ч. к Курбскому, Елизавете I, Стефану Баторию, Юхану III, Василию Грязному, Яну Ходкевичу, Яну Роките, князю Полубенскому, в Кирилло-Белозерский монастырь), стихира на Сретение Владимирской иконы Божией Матери, канона Архангелу Михаилу (под псевдонимом «Парфений Уродивый»). Иван Васильевич был хорошим оратором и незаурядным полемистом.

По распоряжению царя был создан уникальный памятник литературы – Лицевой летописный свод. Иван IV способствовал и организации книгопечатания в Москве. При нем было воздвигнуто немало подлинных сокровищ русской национальной архитектуры (самый известный – собор Покрова на Рву, известный как собор Василия Блаженного). По инициативе Ивана Васильевича грамотность распространялась среди всех слоев населения через создаваемые при церковных приходах учебные заведения.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх