Газовый вопрос Геническа третьи сутки занимает умы граждан России и Украины, а СМИ не успевают опубликовывать данные пресс-служб различных предприятий и организаций, в той или иной мере имеющих отношение к газовым поставкам в этот маленький городок. Что же там произошло? Все началось с того, что 4 января пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Владимир Путин дал ему поручение посодействовать вопросу поставок газа в Геническ.
Замерзающий город и вопросы внешней политики
Итак, пресс-секретарь Песков от лица президента РФ решил проблему с реверсом газа в газопровод ПАО «Херсонгаз». Начиная со второго января, из-за сильных морозов забор газа по этой ветке стал настолько критически повышенным, что напора стало не хватать простым потребителям: город был запитан от местного месторождения, и в условиях пиковых холодов давление моментально начало падать — добытых мощностей не хватало на внутреннее потребление. В срочном порядке, как сообщили представителя Херсонской ОГА на брифинге, подключить геническую ветку к другой газотранспортной системе на тот момент было невозможно по чисто инженерным причинам: для этого требовалась общая температура воздуха не менее -5 градусов по Цельсию.
Геническ в экстренном порядке запитан с крымской стороны, из Глебовского подземного газохранилища. До этого все действия украинского экстренного штаба по чрезвычайной ситуации во главе с заместителем районного главы государственной администрации Алексеем Сыщенко никаких подвижек не давали. Город спасли от трагедии, сравнимой в техногенной катастрофой, известной как «Алчевская катастрофа»; тогда из-за сильной аварии в 2006 году на местной котельной станции город Алчевск остался без тепла в сильнейшие морозы, и система отопления попросту пришла в негодность из-за тотального вымерзания.
Но Геническ эта судьба миновала. И вот тут началось самое интересное.
Противоречивые сообщения: кто же врет?
Война в СМИ началась с заявлений мэра Геническа Александра Тулупова, что он не обращался к Владимиру Путину и не звонил ему с просьбой дать газ. Собственно, это чистейшая правда: с тем же успехом Александр Тулупов мог просить об аудиенции Папу Римского. Скорее всего, мэр обратился с намеком на взаимопомощь к ответственным лицам по той стороне границы Украины с Российской Федерацией, а те уже решили, что данный вопрос следует попытаться решить на самом высочайшем уровне.
Далее стало интереснее. «Нафтогаз» организовал пресс-конференцию, на которой сообщил, что да, газ в Геническ поступает. Но, дабы сохранить лицо, официально заявил, будто это газ украинский. Добытый еще летом, и с тех пор хранимый в газохранилище на территории Крыма. Такая версия несколько нелогична, особенно на фоне постоянных, несколько более хронологически ранних, заявлений со стороны представителей газового сектора ФО Крыма. Так, 16 декабря 2014 года советник генерального директора «Черноморнефтегаза» Вадим Жданов обнародовал информацию, что оба газопровода, ведущих в Крым из Украины, наглухо перекрыты украинской стороной и о поставках по ним не может быть и речи. А 25 июля 2014 года Геннадий Бабенко, председатель Постоянной комиссии Государственного Совета Крыма по топливно-энергетическому комплексу, заявлял о реконструкции Глебовского газохранилища. И сообщил, что ранее, до присоединения Крыма, отдельную часть произведенных в Крыму запасов приходилось отдавать украинской стороне бесплатно. То есть, собственное производство газа негде было хранить, не говоря уже о каких-то посторонних объемах.
А теперь вот «Нафтогаз» внезапно утверждает, что газ из Глебовского хранилища — украинский. Собственно, а как тогда это согласуется с украинским эмбарго на поставку воды, электричества, и пищевых продуктов с материка в Крым: с какой стати Украине, отключая полуострову свет и воду, внезапно закачивать, пусть даже для хранения, свой газ в газохранилища Федерального Округа?
Сторонники и противники гуманного решения Владимира Путина
С одной стороны, вымораживать целый город, имея возможность помочь его гражданам — негуманно. С другой, думала ли украинская сторона о гуманности, отключая целому полуострову последовательно воду, электричество и замыкая кольцо продовольственной блокады?
В теории, на эти вопросы можно попытаться найти ответ, в контексте заявления, что СБУ Украины вызвала на допрос восемь активистов «Правого Сектора»*, причастных к подрыву чонгарских электроопор. Значит ли это, совокупно с гуманным поступком российских властей, что в потенциале могут быть начаты определенные дипломатические уступки противостоящих сторон? Будет ли попытка спасти граждан Украины от мороза понята властями Украины правильно? Время покажет, что конкретно стояло за этой чередой уступок и демаршей.
Свежие комментарии