Построение работы министерства отдается на откуп министру, не ведется внешний контроль за эффективностью организации работы, перечисляет Медведев, а при смене руководителя меняется аппарат ведомства, приоритеты, методы работы, нарушается преемственность.
Успешный опыт проведения Олимпиады и саммита АТЭС, а также некоторые международные практики позволяют Медведеву предложить определить ключевые показатели эффективности (KPI) для каждого министерства и сформировать понятную «приборную панель» для государственной власти с учетом общественной оценки ее действий. Министры должны нести персональную ответственность за достижение KPI, а не просто отчитываться о выполненных поручениях, считает он.
Этими вопросами и займется комиссия — Медведев считает, что возглавит ее президент, сам он будет его заместителем, а членами комиссии станут министры, депутаты, сенаторы и эксперты.
Это ремейк комиссии по административной реформе 2004 г., только тогда были не KPI, а показатели деятельности, напоминает член Комитета гражданских инициатив Евгений Гонтмахер.
Комиссия должна координировать разработку стратегических параметровсоциально-экономического развития России, пишет Медведев, а также оптимизировать систему министерств и подведомственных учреждений, утверждать и мониторить достижение KPI, развивать информационные технологии.
Для обеспечения работы комиссии в администрации президента и аппарате правительства могут быть созданы необходимые подразделения.
Идея реформировать систему госуправления и внедрить проектный подход к решению государственных задач выдвинул весной 2015 г. президент Сбербанка Герман Греф: он предложил президенту создать обособленный от правительства центр реформ. Позже команда Грефа приготовила для правительства презентацию, в которой описывался малазийский опыт создания центра реформ Pemandu и предлагалось взять его за основу. Основные функции такого центра — повышать эффективность министерств по 5−7 KPI и координировать небольшое число приоритетных проектов. Главная задача — учить министерства исполнять проекты. Члены правительства не против реформы системы: 80% выступили за создание такого центра, 67% — за повышение роли управления по целям, говорилось в презентации Грефа.
Госуправление уже пытались реформировать в 2004 г., следом за Гонтмахером вспоминает федеральный чиновник: «Структура правительства поменялась, но контент остался за скобками». Решительная реформа раздувшегося госаппарата нужна, но для ее проведения необходимы не новые структуры, а политическая воля, говорит он.
Гонтмахер выражает скепсис: идея реформы принесена из стран, где конкурентная политическая система, независимые СМИ и гражданское общество, которые обеспечивают внешний контроль — то, чего нет в России. А в России исполнительная власть будет вынуждена контролировать сама себя, что неэффективно: или показатели будут дотягиваться до нужных значений, или будут объяснительные записки, что достичь KPI было невозможно по независящим причинам, предвидит он.
Инструменты, о которых пишет Медведев, уже есть — ими не пользуются: показатели эффективности заложены в федеральных целевых программах и министерства отчитываются по ним, отмечает проректор по развитию Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Решить кадровую проблему для госслужбы можно по американскому образцу: создать независимую службу, которая занималась бы подбором чиновников и оценивала бы их личные достижения, предлагает Сафонов. И нужно принципиальное разделение должностей на те, что могут быть заняты политическими назначенцами, продвигающими идеи и проекты, и те, что только для профессиональных чиновников, умеющих работать над воплощением идей, считает он: создание комиссии ничего не изменит.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил «Ведомостям».Пресс-секретарь премьера переадресовала вопросы к Пескову.
Свежие комментарии